Поиск:     
    Главная   |  Новостная лента   |  Конференция   |  Контактная информация
Страноведение:
О Финляндии на форуме:
Главная / Финляндия / Публикации /

Киборги "Калевалы"

В 2007 году участниками традиционно международного фестиваля Musica Nova Helsinki стали исключительно финские авторы и исполнители, и все из-за серии юбилеев: 100-летия первого финского парламента, 90-летия независимости Финляндии и 125-летия двух ее главных музыкальных институций - Академии Сибелиуса и Филармонического оркестра Хельсинки. Но фестивальные самоограничения не сделали программу с невероятным количеством мировых и европейских премьер монотонной.

Современная академическая музыка Финляндии многообразна по стилистическим проявлениям. В первую очередь это поставангард, в русле которого работает мировая знаменитость Кайя Саариахо - она показала мастерскую, фантастически звучащую партитуру виолончельного концерта Notes on Light ("Заметки на свету"), наполненную изощренными сочетаниями оркестровых тембров - своего рода средой для солирующей виолончели. По интуитивным прозрениям, мистическому ощущению трансцендентности ее "Заметки..." сопоставимы с сочинениями Софии Губайдулиной.

Виртуознейший авангард, местами вызывающий ассоциации с музыкой Эдисона Денисова, продемонстрировал Магнус Линдберг в своей композиции Ritratto. Очень своеобразный творческий эксперимент - сочинение Макса Савикангаса "Генетически измененный Вяйнямейнен поет киборгу Юкахайнену в черную дыру виртуального пространства". В зале погас свет, и на сцену вышли восемь солистов: струнный квинтет, два баяниста и один исполнитель на кантеле (это финский эквивалент гуслей, который мы знаем прежде всего по "Калевале"). И вот этот струнный щипковый инструмент действительно был "генетически изменен" в процессе компьютерных преобразований и умудрялся "петь в виртуальном пространстве" электроники - тембрами симфонического оркестра и не только. Похоже, герои карело-финского эпоса, перенесенные в актуальный современный контекст, чувствуют себя в нем вполне комфортно.

Другим полюсом стилистической палитры фестиваля стала Четвертая симфония Эро Хямениеми: это самый поздний, можно сказать, постпостромантизм, органично продолжающий традицию ХIХ века почти без оглядок на достижения ХХ века. Никаких признаков нео, скорее ретро - у нас в России подобную музыку пишет Андрей Головин. В том же направлении мыслит Юни Кайпайнен в композиции Accende Lumen Sensibus, где звучит знаменитый гимн Veni Creator Spiritus. Как известно, в свое время этот гимн использовал Густав Малер в Восьмой симфонии, и если бы один из последних великих романтиков дожил до наших дней, то, наверное, писал бы нечто похожее. Но если серьезно, авторитет Малера, по всей вероятности, столь велик, что цитирование одной и той же темы неизбежно повлекло за собой и стилистическое влияние.

В флейтовом концерте Киммо Хаколы L'or de l'azur ("Голубое золото") - очевидный постимпрессионизм: узорчатые пассажи флейты и блестящие инкрустации арфы эффектно слушались на фоне легких оркестровых фактур. А вот фортепианный концерт Mind Юкки Тиенсуу решен в синтетическом ключе: подобно Киту Джаррету композитор свободно переходит от одного стиля к другому. Но сочинение производит цельное впечатление благодаря единой режиссирующей идее: источник всего - рояль, а оркестр - его эхо, отражение, отзвуки, обертоны. Рояль отчетлив, а оркестр нередко расплывчат, как акварель на мокрой бумаге.

Огромное количество событий на фестивале производило сильное впечатление: в антрактах - творческие встречи, в перерывах - семинары. Одновременно с премьерной постановкой оперы Аулиса Саллинена The Red Line ("Красная линия") в пригороде Хельсинки Эспоо, в Tapiola Hall выступала Tapiola Sinfonietta со сложнейшей и интереснейшей симфонической программой. Нельзя не упомянуть первоклассное мастерство оркестровой и ансамблевой игры таких коллективов, как Филармонический оркестр Хельсинки, Симфонический оркестр финского радио, Гвардейский духовой оркестр, камерный ансамбль Uusinta.

Наконец, в афише фестиваля была и современная клубная музыка: в Club Nova играла группа Cleaning Women, известная и в Москве, - по "легенде", в группе только девушки, которые, однако же, являются горячими финскими парнями. Участники облачены в черную спецодежду уборщиц с мини-юбками, играют на сушилках для белья, барабанах стиральных машин и других "звуковых объектах", используя современные методы обработки звука, и под индустриальный грохот неестественно высокими голосами распевают о пользе уборки. И никого не смущает в празднующей свою самодостаточность Финляндии ни эта эксцентрика, ни предельное разнообразие палитры фестиваля и всей современной культуры.

Автор: И.Северина
Читайте также:
28 февраля отмечается в Финляндии как День Калевалы и финской культуры. Именно этим днем подписал Элиас Леннрот свое предисловие к первому изданию "Калевалы", опубликованное в 1835 году.

Комментарии

Поделиться ссылкой:
 © NORSE.RU При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на norse.ru обязательна.
Любое использование материалов без ссылки на norse.ru является нарушением закона об авторских правах.
Rambler's Top100